ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ПУБЛИКАЦИИ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ

Использование шаблонов для публикации электронных образовательных ресурсов

Для создания электронной публикации нам понадобится шаблон – документ, который содержит описание стилей для основных элементов документов, включая текст, заголовки, маркированные и нумерованные списки и т.д.

Стили описывают, как отображаются элементы документа, включая размер шрифта, цвет, фон, рамки, поля и т.д. Стили применяются к абзацам и другим элементам документа.

По умолчанию Word использует шаблон Normal.dot. Использование стилей, а не явного форматирования, применяемого к каждому элементу издания, позволяет упростить создание, а главное внесение изменений, например, все заголовки одного уровня будут отображаться одинаково. Изменение стиля в шаблоне сразу повлияет на все элементы документа, к которому применен данный стиль, например, изменится размер шрифта.

Использование одного и того же шаблона при коллективной работе над изданием обеспечивает единство оформления издания и является обязательным.

На заметку

Для традиционных изданий использование шаблонов публикации на этапе создания не является критичным, т.к. издание проходит этап верстки, когда профессиональный верстальщик конструирует внешний вид издания в настольной издательской системе. В наших условиях верстка электронных ресурсов осуществляется авторами самостоятельно.

В комплекте файлов, сопровождающих данный документ, имеется шаблон web.dot. Его можно непосредственно использовать при разработке электронных образовательных ресурсов, либо доработать самостоятельно.

Для использования шаблона web.dot необходимо сделать следующее.

1.      Открыть шаблон web.dot, дважды щелкнув на нем левой клавишей мышки. Откроется пустой документ Word.

2.      Сохранить шаблон, выбрав в меню Файл | Сохранить как, после чего откроется диалоговое окно Сохранение документа (рис. 4). В списке Тип файла в нижней части диалогового окна выберите Шаблон документа (*.dot). В текстовом поле Имя файла измените имя сохраняемого документа с Doc1.dot на web.dot. Нажмите кнопку Сохранить.

Рис.4. Сохранение шаблона документа на компьютере

 

Теперь на компьютере можно создавать документы, используя шаблон web.dot.

Для создания документа, использующего шаблон, выберите в меню Файл | Создать, справа появится панель документа Создание документа (рис. 5).

Рис.5. Создание документа Word, использующего шаблон web.dot

Щелкните на гиперссылке На моем компьютере, появится диалоговое окно Шаблоны, где на вкладке Общие содержится перечень шаблонов, имеющихся на данном компьютере (рис.6).

Рис.6. Выбор шаблона для создаваемого документа

Щелкните мышью на значке web.dot и нажмите кнопку OK. Все готово для разработки и верстки нового документа.

Теперь просто начинаем набивать в новом документе текст. Заметьте, что по умолчанию в новом документе используется стиль Текст. Установить, какой стиль использует данный элемент документа, можно щелкнув мышью на элементеи посмотрев на список стилей в панели инструментов Форматирование (рис. 7), либо выбрав в меню Формат | Стили и форматирование.

Рис.7. Список стилей на панели элементов Форматирование

В последнем случае в правой части окна появляется панель Стили и форматирование, содержащая все доступные в шаблоне стили (рис.8).

Рис.8. Панель Стили и форматирование

Эта панель хороша тем, что в ней видно, как будет отформатирован элемент, если к нему применить стиль.

В нашем случае верстка документа заключается в применении стилей к элементам документа. Для применения стиля необходимо:

1.      Выделить элемент документа (на рис. 7 выделен заголовок раздела).

2.      В панели Стили и форматирование щелкнуть мышью на соответствующем стиле, В нашем случае на стиле Заголовок 2. Результат применения стиля изображен на рис. 9.

Рис.9. Применение стиля к элементу документа

При коллективной работе над электроннымиобразовательными  ресурсами иногда встречается ситуация, когда «нарушитель конвенции» использует шаблон, отличающийся от шаблона, используемого для создания ресурса. В этом случае последовательность действий такова:

1.      Создается пустой документ с использованием шаблона электронного издания, как это было рассмотрено ранее.

2.      Открывается документ, который необходимо перенести в электронное издание.

3.      Содержимое открытого документа выделается с помощью выбора в меню Правка | Выделить все и копируется (Правка | Копировать).

4.      Переходим к документу электронного издания и вставляем сохраненное в буфера обмена содержимое, выбрав в меню Правка | Вставить.

5.      Применяем форматирование к элементам документа.

6.      Сохраняем подготовленный документ.

Рис. 10. Исходный документ

 

Рис. 11. Документ после применения стилей форматирования

На рис. 10 и 11 изображен один и тот же документ до и после применения шаблона web.dot и стилей форматирования.

Повторяю, что применение единого шаблона и стилей форматирования обеспечивает единообразное отображение всех частей электронного издания.

 
Настраиваем WordК началу страницыПубликация ЭОРСборка ресурса  В системе пользователей: 0 Написать администратору © НИУ МЭИ, 2007-2012